26 июля – День парашютиста: как актер Глеб Котельников создал первый авиационный парашют
Под впечатлением от увиденной гибели летчика Котельников решил заняться разработкой парашюта как индивидуального средства спасения авиаторов.
Также 26 июля День эсперанто и День памяти преподобного Стефана Савваита, а также в этот день в 1957 году СССР запускает первую многоступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету, в 1993 году в России прекращается хождение денежных знаков СССР, а в 2013 году был заложен атомный подводный крейсер «Новосибирск».
Подробнее поговорим о Дне парашютиста и о создателе первого авиационного ранцевого парашюта – Глебе Котельникове. День парашютиста — это праздник советских и российских профессионалов и любителей парашютизма, отмечаемый ежегодно 26 июля.
26 июля 1930 года под Воронежем пять советских летчиков и механиков (Мошковский, Егоров, 3ахаров, Коваленков, Кухаренко, Мухин, Поваляев, Пойдус, Филиппов, Фрейман, Черкашин) во главе с Миновым впервые в СССР совершили серию тренировочных прыжков с самолета. Всего же, за время проведения сборов с 26 по 29 июля, было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с парашютом.
Испытание парашюта
Первый опыт, полученный в 1930 году, дал толчок для дальнейшего развития парашютизма в Советском Союзе. Уже к концу 1931 года советские парашютисты выполнили около 600 тренировочных и показательных прыжков.
Увлечение было столь популярным, что в городских парках культуры и отдыха устанавливались «парашютные вышки», с которых мог прыгнуть любой желающий. Вскоре появился и соответствующий праздник – День парашютиста.
Создатель авиационного парашюта Глеб Котельников
Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944) известен как офицер Русской императорской армии, акцизный чиновник, актер, русский и советский изобретатель, создатель в 1912 году первого авиационного ранцевого парашюта.
Глеб Котельников с манекеном для испытания парашюта
Родился Котельников в 1872 году в Санкт-Петербурге в семье преподавателя механики и высшей математики, переехавшего с семьей в 1868 году из Полтавы в столицу империи. Глеб был талантливым ребенком, с детства пел, играл на скрипке, мастерил разные игрушки и технические изделия, увлекался театром, фотографией.
Однако со смертью отца (в декабре 1889 года) мечты об учебе в консерватории или технологическом институте пришлось отбросить, — назначенной матери пенсии едва хватало на скромное существование.
По достижении призывного возраста Глеб поступил на военную службу в 33-й Елецкий пехотный полк вольноопределяющимся 2-го разряда. Прослужив три года обязательной службы в офицерском чине, Котельников решил перейти на службу по гражданскому ведомству, и в декабре 1898 года был зачислен в запас полевой пешей артиллерии.
Испытание парашюта
В свободное от службы время Котельников занимался любимым делом: помогал организовывать любительские драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях; продолжал изобретать и конструировать.
Однако увлечение театром не одобрялось начальством и не способствовало карьерному росту по службе. В 1910 году, прослужив 11 лет акцизным чиновником, Котельников ушел в отставку с небольшой пенсией за выслугу лет.
Театральная и изобретательская деятельность
Весной 1910 года Глеб Котельников с семьей переехал в Санкт-Петербург и осенью того же года был зачислен в драматическую труппу петербургского Народного дома (псевдоним — «Глебов-Котельников»). В 1910—1914 годах в спектаклях Народного дома Глеб Евгеньевич играл роли Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Достоевского, Марка Волокова в «Обрыве» по одноименному роману Ивана Гончарова, и многие другие.
Испытание парашюта Котельникова
В Санкт-Петербурге в 1914 году вышли сочиненные Котельниковым пьесы: «Миниатюры» (4 пьески), «Осел на водопое», «Загадки царевны Елены Прекрасной», «Жрец Озириса», «Соблазнительница».
24 сентября (7 октября) 1910 года Котельников с женой присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания. Под впечатлением увиденной им гибели летчика Мациевича, он решил заняться разработкой парашюта как индивидуального средства спасения авиаторов (существующие к тому времени парашюты были громоздки и не могли быть использованы пилотами и пассажирами аэропланов).
До изобретения Котельникова летчики пытались применять длинные сложенные «зонты», закрепленные на аэроплане. Их конструкция была очень ненадежна, к тому же они сильно увеличивали вес самолета, поэтому использовались крайне редко.
Глеб Котельников
В октябре 1911 года изобретатель получил привилегию: «№ 50103, коллежскому асессору Г. Котельникову, — на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом, — 27 октября 1911 года». Парашют «РК-1» (ранцевый, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев: работа над парашютом шла параллельно с актерской.
2 июня 1912 года были проведены испытания парашюта с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.
Показательное испытание своего парашюта Глеб Евгеньевич произвел (6)19 июня 1912 года в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы, возле деревни Сализи. На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен массой около 80 кг с парашютом. Испытания прошли успешно.
Глеб Котельников
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы; причем конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще.
Вторую попытку зарегистрировать свое изобретение Котельников предпринял уже во Франции, получив 20 марта 1912 года патент за № 438 612. Изобретение Котельникова получило признание за рубежом и использовалось в производстве парашютов. А царское правительство вспомнило о нем только в ходе Первой мировой войны.
Испытание парашюта Котельникова
В декабре 1914 года 42-х летний отставной поручик Г. Е. Котельников был мобилизован в армию и определен на службу в Учебную автомобильную роту. Во время войны военный летчик Г. В. Алехнович убедил командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. В Главном военно-инженерном управлении постановили привлечь Котельникова к участию в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов. При участии Котельникова было изготовлено 75 парашютов.
После Октябрьской революции Глеб Котельников остался в Советской России. Новая власть отнеслась к актеру и изобретателю парашютов благосклонно. Котельников продолжал работать над усовершенствованием ранцевого парашюта, в результате чего появились новые модели – РК-2 (в 1923 году), затем РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент.
Испытание парашюта
В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
Одновременно в 1920-х годах Глеб Котельников выступал на сценах советских драматических театров, был режиссером спектаклей, совмещая актерскую деятельность с изобретательством.
Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости Блокнот Россия
#Новости России
#Блокнот новости России
#Новости России 26 июля 2024
#Новости России и мира сегодня
Свое мнение о новостях России можно высказать в комментариях ниже