Петербургские следователи измазались в керосине. И ведут себя не беспристрастно в деле Петербургского нефтяного терминала

Петербургские следователи измазались в керосине. И ведут себя не беспристрастно в деле Петербургского нефтяного терминала

Судя по поведению следователей, они заинтересованы в том, чтобы захват ПНТ «бизнес-вумен» Еленой Васильевой завершился успешно

Как стало известно «Блокноту», в центральном аппарате сразу двух правоохранительных органов накопилась критическая масса вопросов к сотрудникам Главного управления Следственного комитета по Санкт-Петербургу. Причина – их участие в разбирательствах между собственниками Петербургского нефтяного терминала (ПНТ), крупнейшего экспортного предприятия Большого порта Санкт-Петербурга. Судя по поведению следователей, они заинтересованы в том, чтобы захват ПНТ «бизнес-вумен» Еленой Васильевой завершился успешно. Невзирая на последствия для экономики порта и всего города. Но обо всём по порядку.

Неутешительные выводы об Олеге Бобкове, главном петербургском следователе и его подчиненных делают федеральные коллеги из-за сразу нескольких случаев, которые сложно объяснить чем-то кроме нездоровой любви к Елене Васильевой. Но сначала присказка, ведь история ПНТ – одна из важнейших сейчас во всей российской экономике. “Блокнот” не раз писал о борьбе за терминал. Если коротко, бывшая стриптизёрша из Выборга Васильева в 2022 году неожиданно стала наследницей оказавшегося, по всей видимости, полностью недееспособным бизнесмена Сергея Васильева. “Грозы” Бандитского Петербурга 90-х и владельца половины акций ПНТ. Вместе со своим другом, украинским гребцом Павлом Власовым и командой “менеджеров” и юристов они начали натурально дербанить ПНТ, выводя из него деньги за рубеж и разрушая привычные цепочки поставок на крайне сомнительных основаниях. И происходит всё это, якобы, с одобрения Сергея Васильева, по свидетельству очевидцев, уже больше двух лет не реагирующего на внешний мир. Закачался стабильный бизнес с оборотами в десятки миллиардов рублей в год и главное – возможностью продавать огромное количество российских нефтепродуктов на экспорт через Балтийское море несмотря на санкции Запада. Помешать этому карнавалу пытаются наследники главного партнёра Васильева – скончавшегося в 2003 году Дмитрия Скигина во главе с его сыном Михаилом. Пока Васильева как часы ходит в СКР с новыми идеями, Скигины добиваются сохранения бизнеса через суды. В этом, возможно, и есть их слабость. По крайней мере, петербургские следователи приходят на помощь почему-то не Скигиным, а команде Васильевой.

Танкер-призрак

Первый серьёзный звоночек от петербургского СКР прозвенел еще в марте 2022 года, сразу после начала СВО. Это было само по себе весёлое время: шла битва за Киев, а западные правительства и компании вводили хаотичные санкции против России, не зная за что именно хвататься. Доставалось и «нефтянке». В это время к ПНТ причалил очередной танкер, который «под завязочку» наполнили авиационным керосином. Груз был уже продан на открытом рынке. Торговавшая от имени терминала компания «Топливные технологии» (КТТ) продала керосин без должного документального оформления, которое после начала СВО претерпело изменение. То есть контрабандой.

Петербургские следователи измазались в керосине. И ведут себя не беспристрастно в деле Петербургского нефтяного терминала

В контрабанде сразу обвинили исполнителя, сдавшего неполный комплект документов на отгрузку, что следствие оформило соответствующим статусом. Но вот незадача, руководил КТТ и непосредственно «стрелочником» Антон Жарков, один из ближайших помощников Васильевой, к которому довольно скоро и наведались следователи. Жарков же в беседе с правоохранителями сказал, что виновен во всём участник КТТ, который во времена здравия Васильева Сергея долгое время отвечал за загрузку терминала зарубежными заказами. И всё было бы прекрасно, но следователи решили провести очную ставку. На которой, по словам источников «Блокнота, почти сразу выяснилось, что реальные решения об отправке груза принимал именно “соратник» Васильевой. То есть перед следаками сидел почти доказанный контрабандист, дело было в шляпе. Но… его внезапно прекратили. 

Почему так произошло и что заставило следователей «зажмуриться» сейчас уже точно и не скажешь. Но танкер уплыл, а виновник так и не был обнаружен.

Узбекские нефтедоллары

Танкер керосина, конечно, штука большая. И дорогая. Но в 2023 году к следователям пришли по куда более серьезному поводу – из КТТ люди Васильевой вывели за пределы РФ почти миллиард рублей. А затем просто начали душить эту фирму, заменяя её своей. КТТ был трейдинговой фирмой терминала – то есть, если так можно выразиться, его юридическими воротами для покупателей и других контрагентов. Компанию знали на рынке, её торговые связи и история сделок не вызывали вопросов ни у банков, ни у партнёров. Стабильность в нестабильной экономической ситуации. Но была маленькая проблема – за торговлю терминала отвечали именно Скигины, и «дербанить» финансовые потоки ПНТ ради сиюминутных выгод никому не давали. Теперь за торговлю отвечает Васильева. Терминал вошёл в дорогостоящую, стоимостью несколько миллиардов рублей, модернизацию, да и во время развернувшейся экономической войны с Западом сохранение налаженных каналов поставок было самой важной целью. Но только не для Васильевой и компании. Теперь за торговлю отвечает она. Захватив управление в ПНТ, они начали переводить дела из КТТ в только что созданное АО «ПНТ-Сервис», которым рулил Андрей Кабанов, человек не имеющий даже финансового образования.

Петербургские следователи измазались в керосине. И ведут себя не беспристрастно в деле Петербургского нефтяного терминала

Зато оно было у других людей Васильевой. Перед «заходом» «ПНТ-Сервиса» вывели из КТТ 500 миллионов рублей с помощью схемы с векселями (это классика, комар носа не подточит), а еще 450 миллионов – по договору займа на узбекскую фирму «Хауз голден Термез». Тут случилось сразу две «неувязочки». Во-первых, на вывод этих денег из России нужно было разрешение специальной правительственной комиссии. Оно получено не было. Хотя, после истории с танкером это ведь даже не удивительно. А во-вторых, узбекская фирма имела владельцев аж в Эстонии, которая ввела санкции против России. То есть денежки от экспорта российских нефтепродуктов уехали через «прокладку» в недружественную страну. Само собой, наблюдавшие за этим с некоторой оторопью юристы, работающие с Михаилом Скигиным, отправились в СКР с заявлением о совершении преступления. Однако по слухам заявление там не рассмотрели оно до сих пор так и лежит в дальнем сейфе. Или под сукном.

VIP-контрабандистка

Ну ладно, может быть сложные экономические дела – это просто не конёк петербургских следователей? Вряд ли. Однажды в руки правоохранителей прямо «на горячем» попала сама Васильева. Таможенники радостно «приняли» её в Пулково с десятками тысяч долларов наличными на руках. Естественно, незадекларированными. Если кто не знает, без таможенного оформления гражданин России может увезти с собой валюту не более, чем на 10 тысяч долларов. Если провёз больше – нарушил закон.  

Петербургские следователи измазались в керосине. И ведут себя не беспристрастно в деле Петербургского нефтяного терминала

Так, наверняка, и думали пулковские таможенники, когда сдавали Васильеву в руки следователей петербургского СКР. Которые сначала, было, возбудили в отношении неё уголовное дело. А потом оно как-то сначала «подвисло», а потом и вовсе было прекращено. Злые языки, которые всю эту историю рассказали «Блокноту», что-то там говорили о взятке в особо крупном размере кому-то из следователей. Но мы, конечно, не будем верить этим голословным обвинениям.

Интересный адвокат

На обращения самой Васильевой питерские следователи реагируют прямо противоположным образом. Источники «Блокнота» рассказали феноменальную историю про уголовное дело о махинациях с деньгами от зарубежного бизнеса ПНТ, которое следователи возбудили осенью 2023… со слов Васильевой. То есть от неё, якобы, изначально не было даже бумажного заявления о преступлении. Она, как говорят собеседники нашего издания, просто устно рассказала «следакам», что уже упомянутый участник КТТ не отстёгивает ей положенные условные 30% от прибылей зарубежного бизнеса ПНТ. И всё, производство по делу началось. Пока в нём, слава богу, нет подозреваемых или обвиняемых. Да и сложно себе представить их появление, особенно если учесть, что никаких соглашений про треть доходов для Васильевой никто не подписывал. Но ГСУ СКР по Санкт-Петербургу, когда речь заходит о терминале, становится местом чудес.

И, кажется, мы знаем «волшебника». Это довольно известный в городе адвокат Геннадий Алексеев. По словам очевидцев, он регулярно демонстрирует во время судебных заседаний и следственных действий, что общается напрямую с главой СКР Александром Бастрыкиным. Мол, я сейчас происходящее сфотографирую, и Саньку отправлю через WhatsApp посмотреть. Правда ли Алексеев описывает «рабочую схему» или придаёт дополнительной энергии следователям для работы в «правильном русле» – неясно. Зато насколько стало известно «Блокноту», все эти выкрутасы уже начали надоедать московским коллегам петербургских сотрудников СКР. И ревизор может вскоре постучаться к ним в двери.

Последние новости Питера на сегодня и новости о происшествиях в СПБ читайте здесь, на БлокнотРУ

#Петербург
#Новости СПБ
#Происшествия в Питере

Свое мнение о новостях и происшествиях в Питере можно опубликовать ниже, в комментариях