Беспредел на 16 млрд руб: выяснилось, что активы ПК «Бест Вей» арестовали при отсутствии исковых требований к кооперативу
Многие месяцы следствие скрывало этот факт, отказываясь предоставить адвокатам доступ к материалам уголовного дела.
Неожиданный поворот в деле потребительского кооператива «Бест Вей»: выяснилось, что никаких исковых требований к кооперативу в уголовном деле нет. Однако, данный факт не помешал следствию выпустить постановление о признании потребительского кооператива (ПК) гражданским ответчиком на 16 млрд рублей. Вот только на каком основании? Если исковых требований нет, а вина кооператива не доказана в суде, то почему страдают десятки тысяч пайщиков и членов их семей? Возможно, руководитель следственной группы ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области А.Н. Винокуров сумеет все объяснить суду: 16 января будет рассматриваться апелляция на постановление суда первой инстанции об аресте счетов кооператива на трехмесячный срок. Но пока действия Винокурова смотрятся, мягко говоря, странными.
Кооператив существует с 2014 года, в нем около 20 тыс. пайщиков со всей России. Люди либо сразу вносили первоначальный взнос (35 или 50% от стоимости желаемой квартиры), либо накапливали деньги на счете. И для этого платили членские взносы в размере двух тысяч рублей в месяц. После внесения первоначального взноса они становились в очередь на приобретение квартиры. Кооператив приобретал ее пайщику после того, как в паевом фонде накопится достаточная для этого сумма за счет паевых и возвратных взносов за уже приобретенную недвижимость. Средства на покупку жилья предоставлялись в рассрочку без процентов со сроком возврата не более десяти лет. В период активной работы, по словам действующего председателя Совета кооператива, экс-депутата Государственной Думы Сергея Крючека, организация приобретала по квартире в день. Всего до февраля 2022 года было приобретено более 2500 квартир для пайщиков, более 250 квартир перешли в собственность пайщиков: долг за них перед кооперативом пайщики смогли погасить досрочно.
Однако, в 2021-м году ПК был нанесен целенаправленный удар: в одно и то же время несколько государственных ведомств предприняли атаку на «Бест Вей», завершившуюся арестом его счетов и недвижимости. А также – блокированием самого механизма предоставления людям жилья через аккумулирование паевых средств.
В свое время, первый удар по ПК "Бест Вей" нанесло письмо Центробанка.
В частности, в марте 2023 года было издано постановление руководителя следственной группы о признании кооператива гражданским ответчиком на 16 млрд рублей. При этом самому ПК никто даже не соизволил объяснить: на каком основании? Адвокаты «Бест Вей» требовали у следствия дать им возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, чтобы понять: на основании чьих исков кооператив сделали ответчиком и заблокировали его работу?
Адвокаты неоднократно подчеркивали: ни один из обвиняемых по уголовному делу, в кооперативе не работает. А из лиц, признанных следствием потерпевшими, только один – пайщик кооператива, но и его претензии не связаны с деятельностью кооператива. Тем не менее, следственная группа раз за разом отказывалась представить кооперативу исковые требования, на основании которых было издано постановление.
Незаконность такого подхода даже признал суд первой инстанции (и его решение не оспаривалось прокуратурой: вступило в законную силу). Но и это не вразумило следователей. Они продолжали скрывать от представителей «Бест Вей» материалы уголовного дела. Творился настоящий беспредел: десятки тысяч пайщиков «наказали» на 16 млрд руб, и при этом отказывались объяснить – на основании чего?!
Безусловно, с подобным произволом пытались бороться: и адвокаты, и простые пайщики. По данным Совета кооператива, за весь период противостояния со следствием и другими структурами было подано более 17 тыс. жалоб и обращений в различные органы государственной власти и правоохранительные органы.
За весь период противостояния со следствием и другими структурами было подано более 17 тыс. жалоб и обращений. В первую очередь - от пайщиков "Бест Вей".
А на недавнюю прямую линию президента России Владимира Путина, по словам председателя Совета кооператива, депутата Государственной думы VII созыва Сергея Крючека, поступило более 500 обращений от пайщиков кооператива. В прошлом году в десятках регионов прошли три волны митингов и собраний в защиту кооператива – их резолюции были отправлены в органы государственной власти.
Увы, на большинство жалоб и обращений, по словам активистов кооператива, пришли отписки. И все же, хотя бы одному принципиально важному вопросу, справедливость восторжествовала: в декабре 2023 года Приморский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил жалобу ПК «Бест Вей» на непредоставление следствием кооперативу материалов уголовного дела, с которым следствие связывает кооператив.
Как рассказал один из адвокатов кооператива, член коллегии адвокатов «Первая адвокатская контора» города Санкт-Петербурга Сергей Путреша, в ходе изучения материалов дела выяснилось именно то, что он всегда подозревал - в нем нет вообще никаких исков к ПК «Бест Вей»:
«Ни на 16 млрд, ни на 100 рублей. Есть некие «неформатные» заявления потерпевших: «Я признан потерпевшим, признайте меня гражданским истцом». Но эти документы не могут считаться исковыми заявлениями: они не соответствуют установленным в законе требованиям к исковым заявлениям, в частности, там отсутствуют изложение и обоснование исковых требований».
Член коллегии адвокатов «Первая адвокатская контора» города Санкт-Петербурга Сергей Путреша.
Дело в том, что гражданским ответчиком может выступать либо обвиняемый по делу, либо лицо, которое несет ответственность за действия обвиняемого.
Но имущество кооператива — это не имущество обвиняемого. Потребительский кооператив — отдельно существующая организация. И его имущество принадлежит его почти 20 тыс. пайщиков. То есть первый вариант не подходит.
Если же говорить о лице, которое несет ответственность за действия обвиняемого или обвиняемых, то эта ответственность должна быть обоснована. То есть, если кооператив объявляется гражданским ответчиком, и к нему предъявляются исковые требования, то истцы обязаны обосновать эти требования: объяснить, почему исковые требования предъявляются именно к кооперативу, четко расписать: какие действиями ПК и какой вред причинили. Как отмечает адвокат Сергей Путреша, «ничего подобного нет, и исков никаких нет»:
«Постановление руководителя следственной группы о признании кооператива гражданским ответчиком незаконно и необоснованно. Более того, оно, по моему мнению, заведомо незаконно, так как руководитель следственной группы при его издании осознавал, что оно незаконно. На мой взгляд, это злоупотребление должностными полномочиями в чистом виде. Заявление об этом направлено в Следственный комитет. Кроме того, перед Новым годом я подал новую жалобу в суд в порядке ст. 125 УПК о незаконности постановления о признании кооператива гражданским ответчиком».
И вот теперь 16 января будет рассмотрена апелляция кооператива на октябрьское постановление суда первой инстанции об аресте счетов кооператива на трехмесячный срок. С учетом вновь открывшихся обстоятельств по поводу отсутствия каких-либо реальных исков к кооперативу, у ПК «Бест Вей» теперь есть документальные основания говорить о том, что кооператив признан гражданским ответчиком незаконно.
«Теперь у нас есть доказательства, что ходатайство следствия об аресте счетов кооператива необоснованно. По сути, единственная претензия к кооперативу, содержащаяся в уголовном деле, что из 16 млрд рублей средств, поступивших в ПК с 2014 года, 1,9 млрд потрачены, по мнению следствия, на нецелевые нужды — то есть не на приобретение жилья. Но это сумма, которая была необходима для обеспечения функционирования кооператива. Она шла на уплату налогов, заработной платы аппарату кооператива, в частности, бухгалтерии, на правовые и маркетинговые задачи. Квартира же сама себя не купит», – пояснил адвокат Сергей Путреша.
Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Деньги выделялись из специальных фондов поддержки текущей деятельности, формировавшихся из вступительных и членских взносов. Они не смешивались с деньгами на приобретение недвижимости для пайщиков. Фонды создавались по решению кооператива именно для тех задач, на которые из них тратились средства.
Ни уставом кооператива, ни Законом о потребительской кооперации не предусмотрено, что 100% привлеченных средств должно пойти на приобретение активов, для приобретения которых создан кооператив. Т.е. деньги были потрачены законно и в соответствии с уставными целями кооператива.
«Поэтому претензия о нецелевом характере расходования 1,9 млрд рублей не может лечь в основу обеспечительных мер в отношении кооператива», – отметил Сергей Путреша.
КСТАТИ
О том, насколько «трепетно» служат закону питерские следователи МВД можно судить и вот по какому факту: в конце прошлого года Октябрьский районный суд отправил в СИЗО начальника 5-го отдела Главного следственного управления ГУ МВД полковника Игоря Шиховцова и следователя по особо важным делам майора юстиции Александру Зайцеву. Игорь Шиховцов был задержан возле работы, на Лиговском, 145. Операцию провели сотрудники Управления «М» УФСБ по Петербургу и Ленобласти. По данным коллег, сотрудника Главка взяли при получении взятки.