Экспорт бензина и солярки из России запрещен: чем это обернется для простых граждан

Экспорт бензина и солярки из России запрещен: чем это обернется для простых граждан

Правительство РФ временно ограничило экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка.

Правительство ввело временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. Чиновники считают, что эта мера поможет насытить рынок топлива, что в свою очередь позволит снизить цены на бензин для потребителей. Также это должно отразиться на стоимости товаров и продуктов: ведь часть их цены формирует стоимость логистики.

Ранее для стабилизации ситуации на топливном рынке правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу. Дело в том, что наши нефтяные гиганты, добывающие, перерабатывающие и продающие нефтепродукты, всеми способами стараются сбыть свою продукцию за рубеж. Поэтому правительство устанавливает минимальную норму (она колеблется от 5 до 15% в разные годы и для разных видов продукции), которую вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) обязаны продать внутри страны на бирже. Чем больше топлива на бирже, тем сильнее предложение должно превышать спрос и сбивать цены.

Экспорт бензина и солярки из России запрещен: чем это обернется для простых граждан

Постановление Правительства РФ.

Но это происходит не всегда. ВИНКи иногда просто останавливают часть мощностей по переработке нефти, якобы на ремонт или профилактику, и все равно создают искусственный дефицит. Есть у них и различные способы манипуляций оптовыми ценами при помощи купли-продажи через «дочерних» трейдеров. Ну, и ко всему прочему, ВИНКи добились от правительства компенсации за каждый литр нефти, проданный на внутреннем рынке дешевле, чем на внешнем. Это так называемый демпфер. Но, видимо, у жадности не бывает границ. Поэтому правительство решило действовать жестко.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин поддержал запрет на вывоз нефтепродуктов:

«Ключевая проблема, с которой столкнулись в ходе уборочной кампании и посевной озимых культур, — это рост стоимости дизельного топлива и его дефицит. Обсуждали этот вопрос с представителями Правительства. Сегодня принято решение о введении временного ограничения на экспорт бензина и дизеля за рубеж для стабилизации внутреннего рынка, что позволит нормализовать ситуацию с ценами и ликвидировать дефицит топлива. Поддерживаем подход. Необходимо сначала обеспечить своих потребителей, а затем поставлять за границу».

Экспорт бензина и солярки из России запрещен: чем это обернется для простых граждан

Вячеслав Володин.

Однако, ряд экспертов обвиняет правительство в том, что оно утратило возможность использовать более тонкие инструменты влияния на рынок. И поступило в духе «социалистической экономики». При чем, в первую очередь, для ликвидации дефицита нефтепродуктов для сельского хозяйства. Потому что с ценами в рознице все намного сложнее.

В день принятия правительством решения биржа отреагировала положительно. Цены на бензин и дизельное топливо начали снижаться после рекордного роста в последние месяцы: бензин подешевел на 4-5,7%, дизель - более чем на 2%. И, как бы, логически, следующим этапом должны снизиться цены на бензоколонках. АНо далеко не факт, что это произойдет.

Экспорт бензина и солярки из России запрещен: чем это обернется для простых граждан

Цены снижаться начали. Но пока - оптовые.

Во-первых, купленные по новым оптовым ценам нефтепродукты дойдут до АЗС еще не скоро. А пока там продают топливо, приобретенное по максимальным ценам.

Во-вторых, за последние месяцы, как рассказывал экс-депутат Госдумы Олег Шеин, розничные цены выросли только на 7%, тогда как биржевые – на 60%! И то, что АЗС не столь часто меняли ценники, связано с наличием резервов у крупных компаний. Зато мелкие АЗС, покупающие топливо на бирже, начали разоряться. Те же, кто выстоял, будут вынуждены пытаться хоть как-то компенсировать свои потери, и не смогут даже думать о реальном снижении цен.

Да и ВИНКи, далеко не факт, что «проглотят» решение правительства, не начав противодействие. Политолог Андрей Никулин пишет: «Интересно, в правительстве знают, что одной из возможных реакций экономики с элементами свободного рынка на подобные решения может оказаться ограничение производства топлива? А не ожидаемый слив всех излишков на отощавший внутренний рынок с неизбежным демпингом».

Экспорт бензина и солярки из России запрещен: чем это обернется для простых граждан

70% цены каждого литра забирает налогами и акцизами государство.

Вообще есть моментальный и гарантированный способ снизить цены на горючее - это опустить акцизы. Дело в том, что именно налоги, акцизы и иные сборы составляют в конечной цене литра на АЗС до 70%, тогда как опт, розница и логистика влияют только на оставшиеся 30%. Вот только государство не шло на это даже в лучшие годы. А сейчас, когда мы обложены санкциями и проводим СВО, подобное решение физически невозможно.

В то же время, россиян уже предупредили о росте цен на два важных и каждодневных продукта — вырастет стоимость куриных яиц и мяса, как курицы, так и свинины. Причем, рост будет весьма заметным — от 5% до 10-15%.